Учитель биологии и химии Валерия Щербинина ведет кружок «Удивительное рядом» в подольской школе № 36. На ее занятиях ученики создают проекты и проводят исследования в области биологии, химии и экологии. Например, изучают, из чего состоят гели для душа и как влияют на кожу.
«Проекты позволяют реализовать себя творчески и выйти за рамки предмета. Помогают выбрать профориентацию. Сделав проект, ученик начинает лучше понимать, в каком направлении хотел бы заниматься в биологии и какую профессию выбрать. Бывает и так, что дети кардинально меняют свою точку зрения в отношении профессии после написания проекта», — поделилась Щербинина.
Она рассказала, что в кружок принимает учеников с шестого по 11 классы. Учительница пояснила, что проектная деятельность интереснее для ребят постарше, так как у них шире кругозор и выбор тем.
«В шестом-седьмом классах делаем, скорее, школьные проекты. В городских конференциях участвуем с девятого класса», — отметила она.
Ученице 10 А класса 15 лет, в кружке она занимается три года — с открытия новой школы. Она сделала проект по исследованию гелей для душа, продающихся в обычных магазинах, а также выяснила, как их состав влияет на кожу человека. Опыты проводили на имеющемся в школе оборудовании.
«Брали несколько марок [средств], проверяли состав и выбирали наиболее подходящие для кожи. Теперь при выборе гелей в магазине со знанием дела смотрю на их состав. Друзьям и родным тоже рассказала много интересного, теперь они знают, что лучше выбрать. Главное, сульфат-ионов должно быть небольшое содержание, так как они сушат кожу», — сказала Кабаченко.
Девушка мечтает поступить в медицинский вуз, чтобы помогать людям, но специальность еще не выбрала. Школьнице понравилось работать с Ph-метром, различными реактивами. Она поделилась, что ей было интересно смешивать вещества и смотреть на реакции.
Исследование по географическому и ботаническому происхождению меда 16-летний ученик 10 А класса проводил в рамках всероссийского конкурса по агрогенетике «Инагрика». На муниципальной конференции «Шаг в науку» он занял первое место.
Организаторы конкурса предложили кейс-ситуацию с медом. Участники исследования вывели несколько способов и предложили свой. Методы выходили за рамки школы и предполагали работу с оборудованием в лабораториях вузов. Поэтому практическая часть исследования проходила на базе Нижегородского госуниверситета. Школьники работали рука об руку с аспирантами и учеными.
«С восьмого класса посещаю кружок классного руководителя. В прошлом учебном году ездил на всероссийскую олимпиаду по биологии и агрогенетике. Занял третье место в индивидуальном и первое место в командном зачете. Вместе с командой выявили новый метод для определения географического происхождения меда с помощью бактерии кишечной палочки.
Бактерии прививали резистентность к фитонцидам и на их основе выявили новый способ для ботанического происхождения меда. Выделяли ДНК из меда под микроскопами, в том числе лазерными. Это было очень интересно! Раньше хотел быть хирургом, а после того, как съездил на олимпиаду, хочу пойти в лабораторную биологию и стать ученым», — поделился школьник.
Кружок «Удивительное рядом» рассчитан на 15 человек. Ходить в него можно по сертификату программ ПФДО — персонифицированного финансирования дополнительного образования. По ней государство зачисляет деньги не напрямую кружкам, а каждому ребенку на специальный сертификат, и родители могут оплатить им занятия.
Кружок будет полезен тем, кто выбрал для себя профессии, связанные с биологией и химией. Участие во всероссийском конкурсе прибавляет баллы к ЕГЭ.